— Потрясающе! — удивился Малыш. — Но позвольте! Вы ведь летели с положительным тангажем.
— Чего? — Карлсон открыл рот от неожиданности и чуть не подавился.
— Ну... Вы летели головой вверх, слегка наклонившись вперед. При этом
пропеллер должен был тянуть вас вверх и назад. Почему же вы летели
вперед, а не назад?.. А можно посмотреть на твой пропеллер?
— Конечно. — Карлсон развернулся.
— Что, хороший пропеллер? — польщенно спросил Карлсон.
— Так я и думал, что это не пропеллер, — сказал Малыш. — Пропеллер не
мог бы так работать, потому что твоя спина экранировала бы основной
поток воздуха, и вся энергия растрачивалась бы на создание
турбулентности.
— Эй, ты чего? — Карлсон надулся. — Это лучший в мире пропеллер!
— Не сердись! Конечно, это замечательный пропеллер! — поспешно сказал
Малыш. — Только это не совсем пропеллер. У него очень интересная система
перекоса лопастей. Вектор тяги лежит в плоскости вращения, а точка
приложения силы смещена влево. Таким образом, подъемная сила направлена
от ног к голове, вдоль спины, а не перпендикулярно, как я вначале
подумал. А точка приложения силы смещена влево — потому что она
действует на те лопасти, которые в данный момент двигаются вниз...
— Ты чего ругаешься? — обиделся Карлсон. — Тоже мне, специалист нашелся.
— Ну конечно! — Малыш хлопнул себя по лбу. — Я–то пытался мысленно
построить механику твоего полета через укороченное действие, используя
лагранжеву механику. Но, похоже, гамильтонов подход здесь будет гораздо
нагляднее. Главное, суметь записать гамильтониан, а дальше...
— Ты, кажется, собирался рассказывать мне сказку! — снова надулся Карлсон.
— Ну вот, ты опять обиделся! — огорченно сказал Малыш. — Просто мне
кажется, что такой пропеллер, как у тебя, неизбежно вызовет
дополнительный вращающий момент. У тебя же нет хвостового винта, как у
вертолета. И тебя будет уводить в сторону по курсу. Я никак не могу
понять, как ты компенсируешь этот момент. Он должен разворачивать тебя, и
в какой–то момент ты неизбежно свалишься в штопор.
— Постой! Я понял! Я все понял! — воскликнул Малыш, бросаясь к окну. Карлсон заложил крутой вираж и повернул обратно.
— Ну что ты понял? — спросил Карлсон, бухнувшись на диван. — Что гостей надо развлекать, а не нести всякую чепуху?
— Я понял, как ты компенсируешь это вращение! — крикнул Малыш. — Ты в
полете все время махаешь рукой. На эту выставленную в сторону руку давит
поток воздуха и борется с вращением. Чтобы лететь, ты должен все время
махать рукой. Карлсон здорово разозлился.
— Опять ты за свое! — мрачно сказал он. — Ничего я никому не должен! Я
махаю всем рукой и кричу «Э–ге–гей!», потому что я веселый и приветливый
мужчина в самом расцвете сил. Но таким занудам, как ты, я даже махать
рукой теперь не буду.
— Если моя теория верна... — начал было Малыш, но Карлсон уже вылетел в
окно. Малыш увидел, как Карлсон, набирая скорость, рефлекторно дернул
правой рукой, но сдержался. Тут его повело в сторону. Он попытался
выправиться и снова чуть не махнул правой рукой, но немедленно схватил
ее левой и прижал к туловищу. Карлсона повело сильнее, и внезапно
развернуло боком к направлению полета. Он сдался и отчаянно замахал
рукой, но было поздно. Поток воздуха перевернул его, и, беспорядочно
кувыркаясь, Карлсон полетел вниз.
— Су–у–к–а–а–а–а–а! — донесся до Малыша последний крик Карлсона, и Малыш
увидел, как Карлсон на полной скорости врезался в бетонный столб,
прокатился по земле и неподвижно замер, раскинув руки и ноги. Вокруг его
головы расплывалось большое кровавое пятно. Малыш вздохнул и вернулся к
книжке. Но ему опять не дали спокойно почитать.
— Малыш! — раздался голос папы. Малыш обернулся.
— Малыш, это ты брал гидродинамику Ландау и Лифшица? — мягко спросил
папа, входя в комнату. — Она стояла на полке и закрывала собой пятно на
обоях, а теперь ее нету.
— Это я, я положил ее на тумбочку, — прошептал Малыш. — Мне было не дотянуться, чтобы поставить ее обратно на полку.
— Малыш, Малыш. — Папа ласково потрепал Малыша по голове. — Ну зачем ты
берешь такие книжки? Все равно ты до них еще не дорос! И картинок в ней
почти нету.
— Все равно я ничего не понял, — соврал Малыш.
— Конечно, не понял. Ведь для этого надо много учиться, вначале в школе,
потом в институте — а ты пока еще только в первом классе. Лучше
посмотри, кто к тебе пришел, — сказал папа, пропуская в дверь Кристера и
Гуниллу, друзей Малыша.
— Кристер! Гунилла! — радостно крикнул Малыш. — Ужасно рад вас видеть! Папа с нежностью посмотрел на Малыша и тихонько вышел.
— Малыш! — сказал Кристер, протягивая Малышу какой–то сверток. — Мы
поздравляем тебя с Днем Рождения и хотим подарить тебе эту камеру
Вильсона.
— Камеру Вильсона? — Глаза Малыша засияли. — Вот здорово! Давно о ней мечтал! А какой у нее коэффициент перенасыщения пара?
Малыш искренне обрадовался, но все равно Кристер уловил печальные нотки в его голосе.
— Что случилось, Малыш? — спросил он. — Ты чем–то расстроен?
Малыш тяжело вздохнул и с тоской закрыл книжку, заложив ее закладкой.
— Собаку мне не подарили.
malex-fun.blogspot.com
Для факультативных исследователей:
Очень жаль, что любознательный маленький садист не побежал тотчас вниз, и не исследовал потроха на предмет определения принципа работы двигателя. Кроме того, мне кажется, что негодник не учел специфической диеты летучего толстячка, которая неминуемо должна была вызвать метеоризм, что, в свою очередь создавало реактивную струю, и, как следствие, дополнительную тягу.
Видимо, следующий опус будет про то, как Иван-дурак анализировал физические принципы, на основе которых летает ступа Бабы Яги.
Мы забыли также про Змея Гаврилыча... Горыныча... трехфюзеляжная схема, изменяемый профиль и геометрия несущих поверхностей, сложная система шасси, солидное огневое вооружение, навигационная система.
Факультативно можно предложить провести детальное исследование аэродинамических свойств фюзеляжа Конька - Горбунка, желательно с продувкой в аэродинамической трубе.
Если уж такое дело, то до кучи ждём анализа "начинки" ковра-самолёта
Комментариев нет:
Отправить комментарий